Разное

Остеохондроз — не приговор!

Остеохондроз — очень распространенное заболевание. Оно может проявиться в любом возрасте и спровоцировать целый букет проблем. Что же это такое и как с ним бороться узнаем подробнее. Все мы знаем, что прямой и здоровый позвоночник — залог хорошего здоровья и красивой фигуры. Стройная прямая походка всегда украшает любую девушку или женщину. И если вдруг возникает проблема в позвоночнике, то приходится забыть о красивой походке и хорошем самочувствии.

Остеохондроз — одно из самых распространенных заболеваний. Чаще всего проявляется в шейном и поясничном отделах позвоночника. Он вызывает боли в спине, головные боли, боли в мышцах и другие заболевания. Это происходит из-за того, что образовался комплекс дистрофических нарушений в суставных хрящах.

Для точного диагностирования заболевания можно использовать методы мрт и кт.

Болезнь, рожденная цивилизацией или нашим менталитетом?

Мировая статистика дает довольно печальные сведения. На сегодняшний день около 80% населения обращаются за медицинской помощью по поводу болей в позвоночнике.

Причем рост заболевания идет параллельно с ростом научно-технического прогресса. Но на самом ли деле виноват научно-технический прогресс, призванный сделать нашу жизнь удобнее и комфортнее?

Автоматизация производства, современная бытовая техника позволяют значительно экономить затраты времени и физических сил. И это замечательно. Другой вопрос, как мы распоряжаемся этими сэкономленными ресурсами? Забыв о непреклонной истине мироустройства, что движение – жизнь, мы, сами того не замечая, постепенно формируем довольно малоподвижный стереотип нашего поведения. Но наступает время, когда состояние комфорта нарушается болями в спине. Это и есть первые признаки остеохондроза.

Что же такое остеохондроз и как он возникает?

Каждый современный человек должен иметь представления о строении своего тела и, в частности, позвоночника. Позвоночный столб – это ось нашего тела, выполняющая основную нагрузку. Состоит он из поочередно перемежающихся костных позвонков и хрящевых дисков.

Костные фрагменты плотные, хрящевые диски – эластичные и упругие. По сути его можно сравнить с пружиной, выполняющей функцию амортизатора. В позвоночнике амортизатором и являются хрящевые диски. Но для того, чтобы пружина выполняла функцию надежного амортизатора, её нужно хорошо закрепить. То же самое касается и позвоночного столба.

Что же является «креплением» для пружины-позвоночника? Ответ один – мышцы. Хорошо развитая мышечная система спины, туловища обеспечивает равномерную нагрузку на позвоночник и поддержание его центра тяжести, удержанию дисков в нормальном положении между позвонками. Слабые мышцы не способны обеспечить стабильность и амортизирующую функцию хрящевых дисков. Вот почему остеохондроз возникает, как правило, у лиц, ведущих малоактивный образ жизни и у стариков, когда развивается возрастная атрофия тканей. Диски подвергаются излишнему сдавливанию, теряют эластичность, смещаются, образуя так называемые позвоночные грыжи.

Они в свою очередь давят на корешки нервов, выходящих из межпозвонковых пространств к различным органам и частям тела. Возникает болевой синдром. В тяжелых случаях выпадения дисков единственным методом лечения является операция – удаление грыжи диска , а иногда и фиксация позвоночного столба металлическими пластинами. Перспектива довольно непривлекательная. Но каждый может избежать этой участи, и сделать это совсем несложно.

Профилактика остеохондроза – дело наших рук

Итак, главный вывод сделан: остеохондроз поражает лиц с ослабленной мышечной системой и лиц старческого возраста. Но если последняя категория людей, так сказать, отдана на откуп матушке-природе, и остановить процесс физиологического старения человечество пока еще не в силах, то первая категория лиц вполне способна защитить себя от этого недуга. Единственным надежным средством является формирование хорошего мышечного корсета туловища, поддержание эластичности позвоночных дисков путем физических упражнений.

Положа руку на сердце, признаемся себе, как мы проводим свое свободное время? Типичный современный человек, отсидев в офисе рабочий день, придя домой, включив стиральную и посудомоечную машины, в лучшем случае пройдясь по квартире пылесосом, укладывается на удобный мягкий диван у телевизора или усаживается в компьютерное кресло.

Таким образом, наши мышцы продолжают находиться в неактивном состоянии. Кровообращение также оставляет желать лучшего, недостаточно крови поступает в неактивные мышцы. Отсюда и атрофия, а потом и неизбежные боли в позвоночнике. Это нужно твердо себе уяснить.

Люди, чья работа не связана с физической активностью, просто обязаны выделять ежедневно минимум полчаса для восстановления мышечного тонуса и кровообращения. Здесь все средства хороши – физзарядка, пробежки, езда на велосипеде, игра в теннис, футбол, просто длительная ходьба на свежем воздухе. Отличный эффект дает посещение плавательного бассейна или тренажерного зала хотя бы раз в неделю.

Лицам, занятым тяжелым физическим трудом с неравномерной однообразной нагрузкой — поднятие тяжестей, длительное пребывание в вынужденном положении и т.д. – физические упражнения также необходимы. Порой приходится слышать отговорки: «Какая зарядка? У меня на работе целый день зарядка!» И как же они неправы.

Перегрузка и переутомление определенных групп мышц также ведет к их ослаблению и асимметрии, повышению нагрузки на позвоночник. Для этого и нужна общефизическая тренировка, чтобы привести уставшие мышцы в норму, восстановить их тонус.

Остеохондроз — лечение

При первых симптомах остеохондроза – появлении болей в области поясницы, спины, шеи неукоснительным правилом является обращение к врачу. Существуют десятки других заболеваний, маскирующихся под остеохондроз.

Поэтому обследование является первоочередным мероприятием. После подтверждения диагноза врач, как правило, назначает лечение. Это, в первую очередь, противовоспалительные и обезболивающие препараты. Да, их нужно принимать короткое время для облегчения болей, но затем подключать ту же физическую активность.

Лекарства действуют быстро, но лишь симптоматически – уменьшают на время боль. Самого заболевания они не излечивают. Поэтому не надо впадать в заблуждение, что пройдя курс медикаментозного лечения, можно избавиться от остеохондроза.

Физические же упражнения действуют не сразу, порой вначале даже вызывая усиление болей в спине. Но систематическое и постоянное их применение способствует именно устранению заболевания. Нужно лишь немного терпения, времени и желание быть здоровым. Не верите – проверьте.

Есть немало примеров в медицинской практике, когда уже даже в запущенных случаях остеохондроза с изменениями дисков и деформацией позвоночника, именно благодаря физическим упражнениям и развитию хорошего мышечного корсета удавалось избежать операции, инвалидности и избавиться от симптомов заболевания.

Если же вы обратились к доктору уже в разгаре заболевания – выполняйте все предписания специалиста. Однако после проведенного курса лечения опять-таки подключайте физические упражнения, постепенно увеличивая нагрузки.

Проводите лечение остеохондроза в специальных клиниках. Сделайте обязательно рентгеновские снимки или МРТ шейного и поясничного отделов позвоночника.

Большой эффект в лечении остеохондроза дает проведение комплексных процедур с использованием различных методик:

— Физическая разминка и специальные упражнения. Кинетическая гимнастика в этом случае незаменима
— Мануальная терапия — мягкие методы воздействия
— Физиотерапия
— Вытягивание на специальном оборудовании (тракция)
— Рефлексотерапия
— Массаж спины
— Здоровое питание
— Медикаментозное лечение

Процедуры проводятся инструкторами по лечебной физкультуре, врачами-специалистами. Как правило, подобное лечение необходимо проводить курсами 2 раза в год, а между ними — обязательные физические упражнения и здоровое питание. Только тогда у вас улучшится общее состояние организма, исчезнут боли в спине, будет хорошее самочувствие.

«Болезнь века» преодолима

Как оказалось, остеохондроз — не столько болезнь цивилизации, как продукт нашего неправильного менталитета, формирующегося под влиянием низкой санитарной культуры. Но и недостатка элементарных знаний о своем теле, чрезмерного стремления к удобствам, комфорту и, будем называть вещи своими именами, нашей пресловутой лени.

А то, что целиком зависит от нас самих, мы в состоянии изменить. Жизнь слишком коротка, чтобы омрачать ее недугами. В итоге можно вспомнить мудрое изречение Аристотеля: «Ничто так не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие». А древняя китайская мудрость гласит: «Умный человек предотвращает болезни, а не лечится от них». Выводы делайте сами.

И будьте здоровы!